сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Ди­фто­рид ди­кис­ло­ро­да O_2$F_2$ не­сколь­ко вы­па­да­ет из «школь­ных» пред­став­ле­ний о ва­лент­но­сти. Длина связи О–О в этой мо­ле­ку­ле фак­ти­че­ски равна длине двой­ной связи О=О в мо­ле­ку­ле кис­ло­ро­да и су­ще­ствен­но мень­ше длины связи О–О в мо­ле­ку­ле пе­рок­си­да во­до­ро­да. Из­вест­но, что длины оди­нар­ных свя­зей Э–Э (Эле­мент−Эле­мент) долж­ны быть на не­сколь­ко де­ся­тых анг­стре­ма боль­ше, чем длины со­от­вет­ству­ю­щих крат­ных свя­зей Э=Э. Это ил­лю­стри­ру­ют при­ме­ры, при­ведённые в таб­ли­це.

 

СвязьДлина (Å)СвязьДлина (Å)
O=O1,21H_3$C–CH_3$1,54
FO–OF1,22H_2$C=CH_2$1,35
HO–OH1,48HC\equiv$CH1,21

 

Пред­ло­жи­те своё объ­яс­не­ние не­обыч­но малой длине связи О–О в мо­ле­ку­ле О_2$F_2$.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Из спра­воч­ни­ка (ис­клю­чи­тель­но для ин­фор­ма­ции  — то, о чём идет речь в усло­вии): струк­ту­ра О_2$F_2$. Пред­по­ло­же­ние может быть ос­но­ва­но на боль­шом ко­ли­че­стве сво­бод­ных элек­трон­ных пар фтора и кис­ло­ро­да (даже в со­сто­я­нии окис­ле­ния +1), ко­то­рые не­из­беж­но от­тал­ки­ва­ют­ся. Мо­ле­ку­ла не ре­зи­но­вая, рас­тя­ги­вать­ся в длину спо­соб­на огра­ни­чен­но, зна­чит, такое рас­тал­ки­ва­ние элек­трон­ных пар фтора и кис­ло­ро­да на кон­цах мо­ле­ку­лы при­во­дит к сжа­тию (друг к другу) внут­рен­них ато­мов (кис­ло­ро­да), с пе­ре­се­че­ни­ем элек­трон­ных пар обоих ато­мов и уве­ли­чи­вая дво­е­связ­ность О–О связи. Чем выше дво­е­связ­ность  — тем мень­ше длина связи.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Со­дер­жа­ние кри­те­рияОцен­каБаллы
Рас­суж­де­ния на тему сме­ще­ния элек­трон­ной плот­но­сти,

не про­ти­во­ре­ча­щие фи­зи­че­ским за­ко­нам

\pm1–4
Рас­суж­де­ния на тему сме­ще­ния элек­трон­ной плот­но­сти,

при­во­дя­щие к вы­во­ду о её вли­я­нии на рас­по­ло­же­ние

ато­мов

\pm2–5
Рас­суж­де­ния на тему элек­трон­ной плот­но­сти,

при­во­дя­щие к вы­во­ду о её вли­я­нии на опи­сан­ное

рас­по­ло­же­ние ато­мов кис­ло­ро­да в дан­ной мо­ле­ку­ле с

ил­лю­стри­ро­ва­ни­ем таких сме­ще­ний и/или де­таль­ным

обос­но­ва­ни­ем от­ве­та

+7–8
Мак­си­маль­ный балл8